Как устроена международная логистика и почему стоимость перевозки выросла в разы.

17.02.2022
На конференции гость клуба Станислав Рогалиньский - Управляющий партнер в международной логистической компании ДАРС Солюшнс (основные клиенты - ГК Росатом, организации - застройщики, поставщики оборудования и материалов в места строительства атомных станций по всему миру), эксперт с 20-летним опытом в международных грузоперевозках вместе с экспертами клуба обсудили рынок транспортной логистики, а также текущую ситуацию с ценами на перевозки.

2:20 - Обзор рынка транспортной логистики, основные игроки, биржевые инструменты

15:31 - Текущая ситуация с ценами на перевозки. Бал закончен, или цены дальше будут подниматься? Взгляд из индустрии

52:23 - Рассмотрение вопроса с точки зрения инвестиций

1:03:06 - Искаженная инфляция

Тезисы

Обзор рынка транспортной логистики, основные игроки, биржевые инструменты. Текущая ситуация с ценами на перевозки. Бал закончен, или цены дальше будут подниматься? Взгляд из индустрии.

Основные виды транспорта: морской, ж/д, авто и авиа перевозки.

Морской - самый дешевый и самый медленный. Большое количество грузов перевозится линейными судами в контейнерах. До 90% международных перевозок. До пандемии средний срок доставки составлял 1-1,5 месяца, сейчас это время удвоилось - связано это с тем, что кратно увеличилось время на выгрузку линейных кораблей и нехваткой контейнеров. 

Показателен индекс FBX по контейнерным перевозкам, средняя стоимость перевозки 1 контейнера в 1 из 12 самых популярных направлений выросла до $10.000 с допандемийных  $2.000. Индекс BDI (перевозка сухого груза морем) - начал резко расти вместе с контейнерным индексом,  но в последние 2 месяца начал падать и сейчас упал в 2 раза от своего максимума - значит производители заказали какого-то сырья или составляющих для производства меньше, месяцев через 6 увидим и падение ставок на контейнерные перевозки жд и морские. 

Ж/д перевозки - тоже проблема очередей в местах выгрузки на контейнерных станциях. На 30-40% дешевле автоперевозок.

Авиаперевозки - до пандемии 70-80% грузов перемещались на пассажирских судах. Занимает 3% от общего объема мировых перевозок. Грузовое судно Boeing 747 чартер Шанхай - США в декабре прошлого года стоил  $2-2,5 млн, для сравнения - до пандемии это были $300-500 тыс.

Автоперевозки - привязаны географически. Основная доля перевозок приходится на Штаты и Евросоюз. Рост цен на 30-40% в сравнении с допандемийными временами.

Самый оптимальный вид перевозок на настоящий момент по скорости и по цене - мультимодальный транспорт: из Китая морем до Дальнего Востока, затем жд транспортом до Москвы и даже до Европы.

Рост стоимости на перевозки оценивается в 5 раз.  Причины: в прошлом году раз в 2 недели было закрытие какого-либо из Китайских портов с связи с COVID - катастрофа в цепочке поставок, очереди на выгрузку.

За 3 квартала 2021 совокупная операционная прибыль 8 крупнейших мировых морских грузоперевозчиков составила больше 80 млрд $, а в период с 2010 по 2020 гг средняя прибыль составляла 37 млрд $ в год. Такая ситуация продержится еще около 6 месяцев, к концу года мы увидим ощутимое падение. 

Рост цен на перевозки и увеличившееся их количество связано с затовариванием - в послепандемийное время потребители заказали кратно больше товаров, чем они могут потребить. Новые суда для грузоперевозок стоит ожидать не раньше 2024 года, но их появление не сильно повлияет на ставки, это не будет ключевым фактором падения цены, будет происходить именно падение спроса. 

Если в какой-то индустрии появляется сверхприбыль, как сейчас в перевозках, то там идет наращивание capacity с помощью вложений и текущих, и новых игроков. С точки зрения инвестиций, интересно смотреть на то, использовала ли компания сверхприбыль для того, чтобы изменить свою структуру капитала или просто раздала дивидендами. 

Мнение эксперта
Дополнительные материалы

Еще видео

10.03.2022

Текущая обстановка в Interactive Brokers. Стагфляция, что будет работать в данном сценарии?
Подробнее

24.02.2022

Что делать с активами в РФ и за рубежом в текущей ситуации?
Подробнее