На конференции эксперты клуба обсудили особенность хайпа в инвестициях и поделились своими рекомендациями
2:28 - История хайпов и пузырей, фактор Momentum, теория рефлексивности
47:30 - Как зарабатывают на хайпах: Ark Invest и кривая Гартнера
57:33 - Ответы на вопросы участников чата
Хайп - механизм удовлетворения потребности в уникальности.
Хайпы - сопровождают нас больше 400 лет, как пример тюльпаномания 1636-37 гг (1-2 гульдена, а на пиках 200 гульденов).
Аналоги:
Компания Южных Морей 1719- 1722 гг
Пузырь доткомов с 1995 года медленная фаза, резкий рост к началу 2000-х годов и потом сползание в течение 3-х лет
Общая схема для таких пузырей:
1. Фаза невидимки - сначала smart money заходят в интересные венчурные активы;
2. Рынок понемногу пробуждается, появляется осознание того, что возник некий новый актив, в который можно вложить деньги; он растет, падает, заходят институциональные инвесторы;
3. Фаза мании - привлечение внимания, энтузиазм, большое количество заблуждений. На пике возникает понятие Новой парадигмы (как пример, в конце 90-х годов говорили, что интернет компании= доткомы заменят весь офлайн бизнес). Эта Новая парадигма неизбежно сталкивается с реальностью и наступает несоответствие между ожиданиями и реальными показателями. Это ведет к охлаждению рынка;
4. Падение, цена уходит нижесправедливого уровня;
5. После того как пузырь лопнул - фаза возврата к среднему.
Пузыри - чрезмерная глупая реакция на хорошую вещь
Проблема не в том, что технология не растет, а в том, что ее реальный рост намного меньше, чем при чрезмерных оценках.
Показывает чего нет в классических финансах, которые не учитывают поведенческие финансы.
Кривая спроса расходится с тем, что наблюдается в реальности на фондовом рынке. Есть фундаментальные факторы, которые лежат в основе оценки акций, но есть третий фактор - Восприятие. Цена влияет на восприятие, а оно в свою очередь влияет на то, как меняются фундаментальные факторы.
Люди, например, покупают акции не потому, что хотят получить “часть компании Apple” по справедливой цене. А потому, что у акций Apple есть потребительское свойство - они растут. Их покупают, потому что они дорожают в цене, это основное качество, за что их любят. Если они будут падать в цене, классическая экономика - “я куплю больше”. Реальная картинка - “я бегу продавать, зачем мне падающая акция”.
В итоге это создает на рынке поведенческую модель Momentum - то, что растет, дальше растет. То, что падает, дальше падает. Пока не развернется.
В реальности, картина еще сложнее.Фундаментальные показатели влияют на котировки, но и котировки влияют на фундаментальную картину. Пример - акции Tesla и долг компании Tesla.
Может быть и противоположная ситуация, когда хорошая компания, которая стала предметом негативного медиапокрытия, падает в цене и вместе с падением цен на ее акции перспективы компании могут оказаться под вопросом.
Для консервативных - не участвовать в пузырях, когда есть все признаки пузырей:
Высоки ли цены на активы по сравнению с обычными метриками?
Заложены ли в нынешних ценах дальнейший быстрый рост цен?
Покупки финансированы высоким кредитным плечом?
Делают ли инвесторы покупки форвардов и фьючерсов?
Входят ли на рынок новые участники?
На рынках царит настроение "бычьего тренда"?
Ужесточение денежно кредитной политики может привести к сдутию пузыря?
Ребалансировка must have:
Впрочем, иметь 15-25% аллокации в рынке акций даже во времена пузырей при правильном подходе к ребалансировке и балансировании рисков - более-менее безопасно. Ребалансировка позволяет фиксировать часть дохода.
Для агрессивных инвесторов:
Заходить в рынок хайпа на уровнях MediaAttention, раньше - рискованно, позже - уже опасно, и использовать ребалансировку, пока не начнется разворот.
Можно использовать Dual Momentum стратегии.
Уже 1,5 года мы имеем не рынок Фундаментала, а рынок имен, рынок хайпа.
Реддит - взяли позиции крупных хедж фондов, которые играют на понижение, самые перепроданные компании и заставили откупать эти акции по любым ценам - GameStop в феврале 2020 года стоили 3$, на данный момент 382$, в 127 раз выросла цена компании, при том, что ничего хорошего с самим бизнесом не произошло.
Самая популярная стратегия адептов хайпа- делать ставку на то, что то, что росло и еще будет расти. Вторая стратегия -самые непопулярные, пример GameStop.
Цена акций в моменте не имеет никакого отношения к ее фундаментальной стоимости. Компанию невозможно ни купить, ни продать по той цене, по которой она котируется.
Мы живем в эпоху небывалого изобилия и очень быстрого развития технологий и улучшения качества жизни миллиардов людей.Практически все выгоды от этого прогресса получают потребители, а не инвесторы.
Лучше скучно зарабатывать, чем увлекательно терять!
Акции роста и хайп - пока еще могут побеждать какое-то время.
Сейчас Парадигма - денег много, поэтому Компании роста это супер! Через некоторое время будет большая потребность в деньгах, а возможности привлечь финансирование маленькие - все вернутся к фундаментальной теории, что компании должны зарабатывать. Циклы- акции роста сменяются акциями value и тд.