Хайпы на рынке: история, цикличность и практика

28.01.2021
На конференции эксперты клуба обсудили особенность хайпа в инвестициях и поделились своими рекомендациями

2:28 - История хайпов и пузырей, фактор Momentum, теория рефлексивности

47:30 - Как зарабатывают на хайпах: Ark Invest и кривая Гартнера

57:33 - Ответы на вопросы участников чата

Тезисы

История хайпов и пузырей

Хайп - механизм удовлетворения потребности в уникальности.

Хайпы - сопровождают нас больше 400 лет, как пример тюльпаномания 1636-37 гг (1-2 гульдена, а на пиках 200 гульденов).

Аналоги:

Компания Южных Морей 1719- 1722 гг

Пузырь доткомов с 1995 года медленная фаза, резкий рост к началу 2000-х годов и потом сползание в течение 3-х лет

Общая схема для таких пузырей:

1. Фаза невидимки - сначала smart money заходят в интересные венчурные активы;

2. Рынок понемногу пробуждается, появляется осознание того, что возник некий новый актив, в который можно вложить деньги; он растет, падает, заходят институциональные инвесторы;

3. Фаза мании -  привлечение внимания, энтузиазм, большое количество заблуждений. На пике возникает понятие Новой парадигмы (как пример, в конце 90-х годов говорили, что интернет компании= доткомы заменят весь офлайн бизнес). Эта Новая парадигма неизбежно сталкивается с реальностью и наступает несоответствие между ожиданиями и реальными показателями. Это ведет к охлаждению рынка;

4. Падение, цена уходит нижесправедливого уровня;

5. После того как пузырь лопнул - фаза возврата к среднему.

Пузыри - чрезмерная глупая реакция на хорошую вещь

Проблема не в том, что технология не растет, а в том, что ее реальный рост намного меньше, чем при чрезмерных оценках.

Теория рефлексивности Джорджа Сороса

Показывает чего нет в классических финансах, которые не учитывают поведенческие финансы.

Кривая спроса расходится с тем, что наблюдается в реальности на фондовом рынке. Есть фундаментальные факторы, которые лежат в основе оценки акций, но есть третий фактор - Восприятие. Цена влияет на восприятие, а оно в свою очередь влияет на то, как меняются фундаментальные факторы. 

Люди, например, покупают акции не потому, что хотят получить “часть компании Apple” по справедливой цене. А потому, что у акций Apple есть потребительское свойство - они растут. Их покупают, потому что они дорожают в цене, это основное качество, за что их любят. Если они будут падать в цене, классическая экономика - “я куплю больше”. Реальная картинка - “я бегу продавать, зачем мне падающая акция”.

В итоге это создает на рынке поведенческую модель Momentum  - то, что растет, дальше растет. То, что падает, дальше падает. Пока не развернется. 

В реальности, картина еще сложнее.Фундаментальные показатели влияют на котировки, но и котировки влияют на фундаментальную картину. Пример - акции Tesla и долг компании Tesla.

Может быть и противоположная ситуация, когда хорошая компания, которая стала предметом негативного медиапокрытия, падает в цене и вместе с падением цен на ее акции перспективы компании могут оказаться под вопросом. 

Что делать с тем фактом, что пузыри были, есть и будут, разумному инвестору:

Для консервативных - не участвовать в пузырях, когда есть все признаки пузырей:

Высоки ли цены на активы по сравнению с обычными метриками?

Заложены ли в нынешних ценах дальнейший быстрый рост цен?

Покупки финансированы высоким кредитным плечом?

Делают ли инвесторы покупки форвардов и фьючерсов?

Входят ли на рынок новые участники?

На рынках царит настроение "бычьего тренда"?

Ужесточение денежно кредитной политики может привести к сдутию пузыря?

 

Ребалансировка must have:

Впрочем, иметь 15-25% аллокации в рынке акций даже во времена пузырей при правильном подходе к ребалансировке и балансировании рисков - более-менее безопасно. Ребалансировка позволяет фиксировать часть дохода. 

 

Для агрессивных инвесторов:

Заходить в рынок хайпа на уровнях MediaAttention, раньше - рискованно, позже - уже опасно, и использовать ребалансировку, пока не начнется разворот.  

Можно использовать Dual Momentum стратегии.

 

Уже 1,5  года мы имеем не рынок Фундаментала, а рынок имен, рынок хайпа.

Реддит - взяли позиции крупных хедж фондов, которые играют на понижение, самые перепроданные компании и заставили откупать эти акции по любым ценам - GameStop в феврале 2020 года стоили 3$, на данный момент 382$, в 127 раз выросла цена компании, при том, что ничего хорошего с самим бизнесом не произошло.

Самая популярная стратегия адептов хайпа- делать ставку на то, что то, что росло и еще будет расти. Вторая стратегия -самые непопулярные, пример GameStop.

Цена акций в моменте не имеет никакого отношения к ее фундаментальной стоимости. Компанию невозможно ни купить, ни продать по той цене, по которой она котируется.

Мы живем в эпоху небывалого изобилия и очень быстрого развития технологий и улучшения качества жизни миллиардов людей.Практически все выгоды от этого прогресса получают потребители, а не инвесторы.

 

Лучше скучно зарабатывать, чем увлекательно терять!

Акции роста и хайп - пока еще могут побеждать какое-то время.

Сейчас Парадигма - денег много, поэтому Компании роста это супер! Через некоторое время будет большая потребность в деньгах, а возможности привлечь финансирование маленькие - все вернутся к фундаментальной теории, что компании должны зарабатывать. Циклы- акции роста сменяются акциями value и тд.

Мнение эксперта
Дополнительные материалы

Еще видео

10.03.2022

Текущая обстановка в Interactive Brokers. Стагфляция, что будет работать в данном сценарии?
Подробнее

24.02.2022

Что делать с активами в РФ и за рубежом в текущей ситуации?
Подробнее