Бизнес на продажу: как построить, подготовить его и себя к продаже

15.10.2020
На конференции Кирилл Николаев (NICA Multi Family Office, автор книги "Ваш выход! Как продать бизнес в России, и что делать потом") и Михаил Иванов (триатлет, тренер, издатель, CEO Smart Reading) обсуждают вопросы по продаже бизнеса и делятся реальными кейсами из практики

1:41 - Почему выгодно строить бизнес на продажу и как продать долю в бизнесе

29:40 - Подводные камни и реальные кейсы из практики

29:40 - Комментарий Михаила Иванова

48:47 - Комментарий Станислава Скрипниченко

57:47 - Комментарий Олега Цымбалова

1:02:06 - Хеджирование рисков

1:09:39 - Рекомендуемая литература и выводы

Тезисы

Почему выгодно строить бизнес на продажу и как продать долю в бизнесе


3 вопроса, которые каждый собственник, а именно тот, кто НЕ создавал бизнес на продажу, должен задать себе:

- Зачем Вам бизнес?

- Какую роль он играет в Вашей жизни?

- Продолжает ли он удовлетворять те потребности, ради которых Вы его основали?


10 заповедей успешных сделок слияния и поглощения от Кирилла Николаева:

1. Процесс подготовки к продаже и переговоры изменят Вас.

Хорошо если рядом будут те, кто смогут направить и поддержать.

Пример: риск профиль инвесторов - ожидания и реальность.

2. Продажа бизнеса это в первую очередь про отношение собственника к бизнесу!

Технически это 4П - Подготовка, Предложение, Переговоры и Продажа

3. Собственник оценивает свой бизнес выше рынка из-за эффекта "IKEA".

4. Чтобы продать, нужно продавать! Это занимает время и другие ресурсы, это отдельный проект.

5. Когда продавать бизнес? Когда Вы вывели бизнес на пик его потенциала.

На какой ПИК и в какие сроки Вы можете вывести бизнес

6. Бизнес стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А если он плохо защищен, то столько, за сколько его можно легально захватить.

7. Любая оценка бизнеса это переговорный аргумент, а не истина.

8. На стоимость компании влияют факторы, которые можно контролировать - внутренние и бесконтрольные - внешние.

9. Правильная предпродажная подготовка иногда может увеличить стоимость бизнеса в несколько раз.

10. Квалифицированный продавец всегда продает светлое будущее, опытный покупатель внимательно изучает темное прошлое.


Вечного бизнеса нет.

У каждого бизнеса есть свои циклы и есть пик развития. Не нужно становиться заложником актива, которым ты владеешь! Нужно правильно выходить из него и в правильное время.

Комментарий Станислава Скрипниченко:


90-95% семейного капитала сосредоточены в бизнесе - стараемся отходить от такой модели и формировать пассивный доход.

Создавать капитал и сохранять / передавать его - разные вещи.


Факторы, влияющие на подъем стоимости компании:

- выручка в долларах, убрать зависимость от обменного курса

- международная компания

- упаковка бизнеса за рубежом

- МСФО

- иметь продвинутую корпоративную политику управления

- направлять часть прибыли на дивиденды

- показывать высокие темпы роста

- делать белую прозрачную компанию с точки зрения уплаты налогов.

Комментарий Олега Цымбалова:

Искусственный интеллект меняет бизнесы.

Нельзя быть уверенным будет ли бизнес актуальным через 10-20 лет.

TESLA как яркий пример того, как разрушаются казалось бы вечные индустрии - нефтяная, традиционная электрогенерация и тд.

Актуальные вопросы - что делать с бизнесом; как постепенно из него выводить деньги; создавать для баланса активы в других юрисдикциях, в других валютах.

Мнение эксперта
Дополнительные материалы

Еще видео

10.03.2022

Текущая обстановка в Interactive Brokers. Стагфляция, что будет работать в данном сценарии?
Подробнее

24.02.2022

Что делать с активами в РФ и за рубежом в текущей ситуации?
Подробнее