На конференции Кирилл Николаев (NICA Multi Family Office, автор книги "Ваш выход! Как продать бизнес в России, и что делать потом") и Михаил Иванов (триатлет, тренер, издатель, CEO Smart Reading) обсуждают вопросы по продаже бизнеса и делятся реальными кейсами из практики
1:41 - Почему выгодно строить бизнес на продажу и как продать долю в бизнесе
29:40 - Подводные камни и реальные кейсы из практики
29:40 - Комментарий Михаила Иванова
48:47 - Комментарий Станислава Скрипниченко
57:47 - Комментарий Олега Цымбалова
1:02:06 - Хеджирование рисков
1:09:39 - Рекомендуемая литература и выводы
- Зачем Вам бизнес?
- Какую роль он играет в Вашей жизни?
- Продолжает ли он удовлетворять те потребности, ради которых Вы его основали?
1. Процесс подготовки к продаже и переговоры изменят Вас.
Хорошо если рядом будут те, кто смогут направить и поддержать.
Пример: риск профиль инвесторов - ожидания и реальность.
2. Продажа бизнеса это в первую очередь про отношение собственника к бизнесу!
Технически это 4П - Подготовка, Предложение, Переговоры и Продажа
3. Собственник оценивает свой бизнес выше рынка из-за эффекта "IKEA".
4. Чтобы продать, нужно продавать! Это занимает время и другие ресурсы, это отдельный проект.
5. Когда продавать бизнес? Когда Вы вывели бизнес на пик его потенциала.
На какой ПИК и в какие сроки Вы можете вывести бизнес
6. Бизнес стоит столько, сколько за него готовы заплатить. А если он плохо защищен, то столько, за сколько его можно легально захватить.
7. Любая оценка бизнеса это переговорный аргумент, а не истина.
8. На стоимость компании влияют факторы, которые можно контролировать - внутренние и бесконтрольные - внешние.
9. Правильная предпродажная подготовка иногда может увеличить стоимость бизнеса в несколько раз.
10. Квалифицированный продавец всегда продает светлое будущее, опытный покупатель внимательно изучает темное прошлое.
Вечного бизнеса нет.
У каждого бизнеса есть свои циклы и есть пик развития. Не нужно становиться заложником актива, которым ты владеешь! Нужно правильно выходить из него и в правильное время.
90-95% семейного капитала сосредоточены в бизнесе - стараемся отходить от такой модели и формировать пассивный доход.
Создавать капитал и сохранять / передавать его - разные вещи.
- выручка в долларах, убрать зависимость от обменного курса
- международная компания
- упаковка бизнеса за рубежом
- МСФО
- иметь продвинутую корпоративную политику управления
- направлять часть прибыли на дивиденды
- показывать высокие темпы роста
- делать белую прозрачную компанию с точки зрения уплаты налогов.
Искусственный интеллект меняет бизнесы.
Нельзя быть уверенным будет ли бизнес актуальным через 10-20 лет.
TESLA как яркий пример того, как разрушаются казалось бы вечные индустрии - нефтяная, традиционная электрогенерация и тд.
Актуальные вопросы - что делать с бизнесом; как постепенно из него выводить деньги; создавать для баланса активы в других юрисдикциях, в других валютах.